В Казахстане реальные проблемы в дорожной сфере не отражаются в официальной статистике, озвучиваемой профильным ведомством. Об этом заявил депутат Сената Алибек Наутиев во время правительственного часа в палате, передаёт RedMedia.kz.
Согласно данным Министерства транспорта, 89% местных дорог якобы соответствуют установленным нормативам. Однако, как отметил Наутиев, эти цифры вызывают серьёзные сомнения на фоне многочисленных жалоб от граждан и значительных различий в состоянии дорог между регионами.
«Несмотря на применение единых подходов к ремонту во всех регионах, качество дорожной сети отличается. В Жамбылской области, по отчётам, 99% дорог соответствуют нормативам, а в Западно-Казахстанской области – всего 56%. Это говорит о необходимости объективной диагностики», — подчеркнул сенатор.
Он предложил провести комплексное обследование дорог местного значения с составлением индивидуальных паспортов каждого участка. Такая мера, по его словам, позволит определить реальное состояние дорожного покрытия, спрогнозировать его срок службы и подобрать соответствующий тип ремонта.
Особую тревогу у парламентария вызывает отсутствие должного технического надзора на объектах строительства и ремонта дорог. По информации Национального центра качества дорожных активов, за последние пять лет было зафиксировано более 500 случаев, когда технический контроль не осуществлялся вовсе. Более того, в 2023–2024 годах выявлено более 130 случаев, когда один специалист технадзора обслуживал сразу пять объектов — и нередко в разных регионах.
«Это ведёт к нарушению технологий и применению некачественных материалов, что напрямую отражается на сроке службы дорог», — отметил Наутиев.
При этом действующее законодательство не предусматривает ответственности за такие нарушения. В связи с этим сенатор предложил внести в законодательство нормы, обязывающие надзорные органы отвечать за соблюдение стандартов. Также он предложил передать функции регулирования технадзора от Комитета по строительству и ЖКХ Министерства индустрии и строительства — Комитету автомобильных дорог Министерства транспорта.
Такой шаг, по его мнению, позволит наладить систему аккредитации и контроля юридических лиц, занимающихся технадзором, а также создать прозрачный реестр и стандарты их работы.
Читайте также: Асфальт по науке: в Казахстане разрабатывают умные стандарты дорог