Министерство энергетики Казахстана представило проект поэтапной либерализации цен на горюче-смазочные материалы (ГСМ). Эта мера направлена на устранение ценового разрыва с соседними странами и минимизацию «серого» экспорта, сообщает RedMedia.kz.
Как отмечается в пояснительной записке к проекту, опубликованному на портале «Открытые НПА», государственное регулирование цен привело к тому, что Казахстан имеет самые низкие цены на ГСМ среди соседей. Это провоцирует нелегальный вывоз топлива и дефицит на внутреннем рынке.
Основные причины и цели либерализации:
- Борьба с перетоком топлива и «серым» экспортом.
- Экономическая поддержка проектов по увеличению нефтедобычи и модернизации нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ), что позволит создать рабочие места и укрепить бюджет.
Ценовая разница между Казахстаном и соседними странами:
- Бензин АИ-92:
Казахстан — 205 тенге за литр, Россия — 288 тенге, Кыргызстан — 385 тенге, Узбекистан — 489 тенге. - Дизельное топливо:
Казахстан — 295 тенге за литр, Россия — 355 тенге, Кыргызстан — 427 тенге, Узбекистан — 528 тенге.
Разница в стоимости достигает 40-138% на бензин и 20-79% на дизельное топливо.
Планы и меры:
- Либерализация цен будет проводиться постепенно и предсказуемо.
- Для социально уязвимых слоев населения предусмотрена поддержка.
- Для сельхозпроизводителей будут созданы прозрачные схемы доступа к топливу по приемлемым ценам.
- Усиление контроля за соблюдением законодательства и обеспечением стабильных поставок топлива.
По словам представителей Минэнерго, переход на новую модель ценообразования поможет модернизировать отрасль и стабилизировать внутренний рынок.