В пятитомнике «История Казахстана» критикуется советская наука, которая в послевоенный период не сумела обеспечить Казахскую ССР достаточным количеством специалистов в таких отраслях, как обрабатывающая промышленность, машиностроение, радиоэлектроника, автомеханика и технические науки. Критике подвергаются и научные учреждения, не способные на должном уровне осуществлять планирование и организацию научно-исследовательской деятельности, работающие в отрыве от задач плановой экономики. Внимание акцентируется на описании репрессий против историков и писателей, упоминается засилье марксистско-ленинской идеологии в науке и литературе.
Помимо указанного, в пятитомнике напрочь отсутствует глава, посвященная науке и образованию в 1980-е годы в КазССР. Это особо примечательно, потому что 80-е годы были золотым временем науки в республике: именно в тот период темпы развития промышленности были самыми высокими в СССР. Такой интенсивный промышленный рост, естественно, стимулировал мощное развитие в научной среде.
Советская наука в то время шла в ногу с плановой экономикой. К началу 1980-х годов в КазССР насчитывалось 21,1 тысячи научных сотрудников, работающих в 140 научных учреждениях. Число ВУЗов и научных организаций начало расти еще в период индустриализации в 1930-х годах, когда были основаны ключевые казахские ВУЗы. Однако наиболее значительное увеличение числа научных структур наблюдалось в 1980-х годах. К 1990 году численность научно-технических сотрудников достигла 50,62 тысяч человек.
Подвергая резкой критике достижения советской науки в КазССР, называя ее «пленницей марксистской ограниченности», пятитомник все же признает что из 50,62 тысяч ученых, работавших в республике в 1990 году, к 1998 году осталось только 10,9 тысяч. То есть, если с 1980 года по 1990 год число ученых выросло в 2,4 раза, то за 8 лет независимости их количество сократилось почти в 4,6 раза.
Составители пятитомника с горечью признают, что приватизация научной сферы не оправдалась, рыночной экономике, оказывается, не нужны научные институты в сфере сельского хозяйства, астрономии, сейсмологических и радиоэлектронных исследований, а казахская наука не смогла найти эффективные источники финансирования — западный капитал оказался равнодушным к достижениям казахстанских ученых, предпочитая импортировать готовые технология для использования ресурсов нашей страны. И это вынуждены признать даже авторы пятитомника, критиковавшие советскую науку за «неэффективность в плановой экономике».
Приватизация энергетического сектора не улучшила ситуацию и с подготовкой технических кадров, поскольку частный капитал не заинтересован инвестировать в обучении специалистов. Согласно данным Министерства энергетики Казахстана, стране не хватает более 2 тысяч кадров в сфере энергетики, а по данным Казахстанской электроэнергетической ассоциации кадровый дефицит составляет 15 тысяч сотрудников, необходимых для работы на теплоэлектростанциях.
В такой ситуации остается надеяться на научное сотрудничество с российскими техническими ВУЗами, которые уже в этом году начали совместную программу по подготовке специалистов по направлению «Инженер по цифровому моделированию распределительных сетей».
Сравнивая Казахстан и Россию по объему вложений в науку, по доле НИОКР в ВВП Казахстан уступает России почти в 6 раз. А по абсолютным затратам Россия входит в мировую пятерку, вкладывая в научные исследования в девять раз больше, чем Казахстан. И это на фоне жесточайших санкций в условиях войны.
Автор статьи: Red Kazakh https://t.me/RedKazakh