Тема армии в нашей стране — тёмный лес. Обыкновенный гражданский человек, или даже прошедший службу срочник по сути мало что о ней знает.
Сегодня хотелось бы затронуть тему абсурдной двойственности в армейских реформах за последние 30 лет. После распада СССР армия Казахстана начала претерпевать трансформацию. По примеру США и в стремлении им подражать казахстанское руководство решило пересмотреть советский опыт и применить американский подход в армейской структуре.
Традиционная советская структура командования батальоном/дивизионом заключалась в следующем: офицерами являлись кадровые профессиональные военные, а солдатами — срочники. Сержантский состав в советской армии формировался из старослужащих солдат или солдат, оставшихся на «сверхсрочку». Таким образом, под контролем офицеров старослужащие солдаты обучали призывников, офицеры также взаимодействовали с солдатами. Это способствовало развитию большей самостоятельности у солдат срочной службы.
В американской армии всё устроено иначе. Обычные рядовые контрактники и сержанты почти не взаимодействуют с офицерами. Командование рядовыми солдатами осуществляется сержантским составом, который, если так можно выразиться, «вытирает им нос». Офицеры в армии США имеют чётко определённые задачи, и то же самое касается сержантов — их обязанности не пересекаются. Рядовые солдаты целиком в подчинении у сержантов.
С учётом сокращения срока службы до года и появления необходимости в специально обученных сержантах-контрактниках, казахстанское руководство решило внедрить систему сержантства. Открылись кадетские корпуса, готовящие сержантов по американскому образцу. Ряд преподавателей прошли стажировки, или обучение на Западе, а также переняли опыт и традиции американских войск. Однако устои советского офицерского корпуса не были отменены. Это привело к конфликту между кадетами и молодыми лейтенантами. В в течение двух лет кадетов (будущих сержантов) учат следовать указаниям не офицеров, а вышестоящих сержантов. Теперь наряду с командиром батальона появляется сержант батальона, наряду с командиром роты — сержант роты, наряду с командиром взвода — сержант взвода. Это создаёт параллельное офицерству командование, которое теоретически должно помогать офицерам, но на практике приводит к созданию ненужных должностей. Обязанности разделены нечётко, и часто пересекаются между комбатом и сербатом, в то время как комбат обязан командовать офицерами, а сербат — сержантами, что вызывает вопросы. По уставу сержанты должны подчиняться своим вышестоящим офицерам, но на деле это не всегда так, поскольку в кадетских корпусах их учат действовать по-другому.
В уставе прописано:
Командир батальона (корабля 3-го ранга)
101. Командир батальона (дивизиона, эскадрильи, отдельной роты, отдельной батареи, дивизиона кораблей 4-го ранга (далее — батальон)) в мирное и военное время отвечает за: боевую и мобилизационную готовность батальона (корабля) и успешное выполнение им боевых задач; боевую подготовку, воинское воспитание, дисциплину и морально-психологическое состояние личного состава; поддержание внутреннего порядка в батальоне (на корабле); сохранность и состояние вооружения и военной техники, ракет, боеприпасов, горючего, смазочных материалов и других материальных средств батальона (корабля).
Сержант батальона — инструктор по боевой и физической подготовке
131. Сержант батальона — инструктор по боевой и физической подготовке является первым помощником командира батальона по работе с рядовым и сержантским составом. В мирное и военное время он отвечает за: состояние боевой готовности, боевой и физической подготовки рядового и сержантского составов батальона; знание и применение сержантами батальона требований руководящих документов; воинское воспитание, дисциплину, морально-психологическое состояние солдат и сержантов батальона; качество проведения сержантами батальона занятий по боевой и физической подготовке, общевоинским уставам; организацию работы по присвоению очередных воинских званий, классных квалификаций рядовому и сержантскому составу батальона, выдвижению их на высшие должности, направлению в военные учебные заведения и курсовую подготовку, а также качественный отбор кандидатов на воинскую службу по контракту на должности рядового и сержантского состава; внешний вид рядового и сержантского состава батальона; принятие антикоррупционных мер.
Очевидно, что появление должности сержанта произошло позже, также как и упоминание антикоррупционных схем и прочих веяний в военном деле. Однако суть остаётся неизменной: сержанты дублируют функции офицеров, в результате чего практически половина личного состава дивизиона или батальона — это сержанты и офицеры, чьи обязанности очень схожи, в то время как солдаты находятся на низших ступенях иерархической лестницы. Часто возникает ситуация, когда число начальников почти такое же, какое и исполняющих работу солдат. Если в дивизионе 123 солдата, то офицеров и сержантов около 100. Однако, несмотря на свою численность, офицеры и сержанты мало что делают своими руками, обычно они стоят и смотрят, как солдаты исполняют указания, к примеру, когда на полигоне копаются окопы.
И так у нас во всём: карго-культ перед странами Запада, бездумное раболепие и вредоносная двойственность. В школе, где проверенную советскую систему заменили на британскую, появилась еле дышащая «химера», неудачная схема. Также и в армии. Наше руководство не собирается дорабатывать и развивать своё, оно настроено лишь на бездумное повторение за своими хозяевами. Выгодно ли это народу? Вопрос риторический.
Автор статьи: Марлен Байжойганов