Антикоррупционная служба Казахстана сообщила о выявленных коррупционных рисках в строительстве и ремонте автомобильных дорог, передает RedMedia.kz.
Согласно данным ведомства, за последние пять лет на дорожную отрасль было выделено более 6 триллионов тенге, однако низкое качество дорог вызывает большое число жалоб от населения, связывающего это с коррупцией.
На межведомственном совещании, прошедшем 23 октября по поручению Главы государства, Антикор и Министерство транспорта обсудили итоги анализа коррупционных рисков. Было выявлено, что уже на стадии планирования возникают системные проблемы. К примеру, участки для ремонта выбираются неправильно, а сметы завышаются за счет дополнительных объемов работ и материалов. Только в 2023-2024 годах в госорганы поступило более 20 тысяч жалоб на состояние дорог, а в дорожной отрасли зарегистрировано 24 уголовных дела.
«Внешний анализ показал наличие системных коррупционных рисков на всех этапах строительства и ремонта дорог, начиная с планирования, заканчивая контролем и содержанием. Уже на первоначальном этапе неправильно определяются проблемные участки, ремонтируются дороги, на которых недавно проводились работы. При проектировании смету искусственно завышают за счет излишних объемов работ и материалов. Контракты нередко заключаются с подрядчиками без опыта и ресурсов, из одного источника или в условиях картельного сговора. Никем не контролируется привлечение субподрядных организаций», — подчеркивает Антикор.
Антикор также отметил, что Казахстанский дорожный научно-исследовательский институт (КаздорНИИ) вместо прикладных исследований занимается разработкой нормативной документации, упуская возможность развивать отрасль через внедрение инноваций. Проблемы качества дорог также связаны с недостаточным контролем внедрения новых технологий и нехваткой квалифицированных кадров, что усугубляется сложностью нормативной базы.
Вопросы цифровизации в дорожной сфере стоят остро: за последние десять лет на развитие информационных систем потратили 16 миллиардов тенге, но цифровая карта дорог еще не создана.
«По итогам анализа агентством подготовлено свыше 90 рекомендаций по устранению коррупционных рисков в этой сфере. Предложены меры по пересмотру функционала экспертизы проектов и института технического надзора, переориентированию КаздорНИИ на разработку востребованных инновационных технологий, научно-техническому сопровождению крупных дорожных проектов, усилению полномочий Национального центра качества дорожных активов, а также созданию цифровой карты дорог»,— отметили в агентстве.
Некоторые меры уже начинают внедряться. В Атырауской области, например, планируется отслеживать расход бюджетных средств на дорожный ремонт через проект «Цифровой тенге».