Глава Национального банка Тимур Сулейменов на брифинге в Астане прокомментировал информацию о том, что внешний долг Казахстана достиг исторического максимума. По его словам, ситуация не столь тревожна, как может показаться, передаёт RedMedia.kz.
Основной долг — у нефтегазовых гигантов, а не у государства
Сулейменов уточнил, что абсолютная сумма включает не только государственные, но и корпоративные обязательства, большинство из которых приходится на транснациональные нефтегазовые компании.
«Не обязательно, что это долг государства. Это всё задолженности перед нерезидентами. В первую очередь — около 90% — это задолженность крупных нефтегазовых компаний. Государственный долг составляет всего лишь 9%, или 14 млрд долларов», — заявил он.
По словам главы Нацбанка, такие компании, как Chevron, Shell и ExxonMobil, обычно структурируют свою деятельность через Нидерланды, и потому долг оформлен на их дочерние предприятия, а не на Казахстан как государство.
Важен не уровень долга, а его соотношение с ВВП
Сулейменов подчеркнул, что тревогу должна вызывать не сумма долга, а его отношение к размеру экономики.
«Я бы вообще не беспокоился на эту тему. Важно наблюдать не за уровнем внешнего долга, а за его процентом к ВВП. Сейчас у нас внешний долг — 57% от ВВП. Пять лет назад он был 110–120%. Это значит, что долговая нагрузка на страну существенно снизилась», — отметил он.
Глава Нацбанка добавил, что экономика Казахстана за последние годы существенно выросла, в то время как общий внешний долг остался на прежнем уровне.
Инвестиции — это не подарок, а обязательства с активами
Отвечая на вопросы журналистов о возможном росте долга в случае реализации крупных энергетических проектов (в том числе АЭС и ТЭЦ), Сулейменов заявил, что сам Нацбанк не участвует в их финансировании, но видит в таких инвестициях логичный процесс развития.
«Если проекты будут финансироваться за счёт займа от России — да, это увеличит внешний долг. Но это также увеличит инвестиции в страну. Эти средства превращаются в дороги, ТЭЦ, инфраструктуру. Да, деньги нужно возвращать, но у нас остаются активы, рабочие места, технологии», — резюмировал он.
Ранее мы писали, что Нацбанк не откажется от ориентира: Сулейменов пообещал дойти до 5% инфляции