Мошенники стали звонить гражданам Казахстана, представляясь сотрудниками поликлиник и коммунальных служб, сообщает RedMedia.kz со ссылкой на АО «Государственная техническая служба» (ГТС).
«Звонящие утверждают, что с определённого числа запись к врачам и вызов скорой помощи якобы осуществляется не по ИИН, а по номеру медицинской декларации. Далее просят продиктовать ‘номер декларации’, который на самом деле является одноразовым кодом для входа в государственные приложения, такие как DamuMed или eGov. Получив SMS, просят продиктовать шестизначный код, получая тем самым доступ к персональному аккаунту гражданина», — говорится в сообщении.
Также мошенники звонят под видом сотрудников коммунальных предприятий.
«Под предлогом участия в ‘госпрограмме по замене счётчиков’ они расспрашивают, когда была последняя замена, и якобы открывают заявку. Затем отправляют код на телефон жертвы и просят его продиктовать, пытаясь получить доступ к цифровым сервисам», — пояснили специалисты.
Нередко звонки поступают и от лже-сотрудников «Казпочты» или курьерских служб.
«Сообщают о заказном письме из налогового комитета, КГД, ЦОНа или других ведомств. Уточняют адрес, присылают SMS с номеров 1414 или 1412 и просят продиктовать код или перейти по ссылке. Это попытка кражи данных или установки вредоносного программного обеспечения», — отметили в ГТС.
Специалисты подчеркнули: государственные и коммунальные организации никогда не запрашивают по телефону коды из SMS или ссылки из мессенджеров.